Что за город - Улан-Удэ?

Что имеем – не храним, а потерявши – переезжаем в Улан-Удэ, где сегодня проживает, только по официальным данным, около половины всех жителей республики.

В столице Бурятии тут и там возникают коттеджные поселки, таунхаусы, микрорайоны домов усадебного типа, высотки в исторической части, переобустраиваются под круглогодичное проживание бывшие советские дачи. И одновременно в каких-то двухстах метрах от площади Советов доживают свой век деревянные бараки, в которые без маски лучше не заходить. Между тем все эти процессы вполне укладываются в модель так называемой «постсоциалистической пригородной революции», которая охватила большинство крупных городов в обществах постсоциализма.

Что связывает Хамбо ламу Итигэлова с калмыками?

Чтобы понять суть «взрыва» пригородного роста Улан-Удэ, нужно обратиться к истории города, к тем социально-экономическим и политическим проектам, продуктом которых он в итоге и стал. Что происходит с этими территориями? Каково их будущее? Когда начинаешь вдаваться в суть проблем, попутно открываются весьма занимательные истории. Для наших телевизионщиков – широкий простор деятельности. Например, если бы «Ариг Ус» или «Тивиком» имели свой аналог программы «Что? Где? Когда?», то наша редакция заставила бы поломать голову команду местных знатоков. И не раз. Например, задала такой вопрос: «Что связывает Хамбо ламу Итигэлова с калмыками?». Боимся, что большинство съехало бы на банальщину, мол, буряты, калмыки и монголы – родственные народы. Ан нет, товарищи, ларчик не так просто открывается.
1 ulanu-mИстория в том, что в императорской коллекции Российского этнографического музея больше ста лет находились буддийские реликвии. Речь идет о бумбэ (священный сосуд) на серебряном подносе (по краям изображение 35 дацанов) и четырех макетах дацанов по четырем сторонам от бумбэ, семи драгоценностях и на серебряном подносе божествах Жугдэр Намжилма, скульптуре богини Белая Тара. Неизвестно, в какую смутную годину произошло искажение фактов, но реликвии считались подарками... от калмыков. И многочисленные посетители, в том числе зарубежные гости, все эти годы восхищались высоким уровнем мастеров с низовьев Волги.
Началась разгадка с копии «короткого намтара» (краткой биографии) Пандито Хамбо ламы Итигэлова под авторством его ученика Будажапа Будаева, переданного в 2002 году действующему Хамбо ламе Аюшееву из фондов БНЦ СО РАН. Напомним, что в 1891 году в Петровск-Забайкальском Хамбо лама Итигэлов встречался с тогда еще цесаревичем Николаем. 19 марта 1913 года Хамбо лама Итигэлов был приглашен в Александровский дворец на прием к Николаю II. И тогда великому царю от имени буддистов Забайкалья он преподнес в подарок буддийские реликвии — блюдо, кувшин, семь золотых драгоценностей, предметы из белого серебра, хадак. Подарки были преподнесены также царице-матери, великой императрице, цесаревичу, четырем детям - всего восемь комплектов подарков.
2 ulanu-mНа встрече с Его Величеством, пишет Infpol, вместе с Хамбо ламой присутствовали ширетуй Цугольского дацана, ученик Гатап Бадмаев, чиновники Гомбо Бадмажапов, Сокто Бадмажапов. Приняв подарки, великий царь поблагодарил делегацию: «Всем бурятам-буддистам передайте мою радость и благодарность, я всегда с особой нежностью благословляю бурят!» — так описано это событие в «Намтар».
В 2003 году директор Института Хамбо ламы Итигэлова Янжима Васильева начала поиски подарков. Непосредственно их обнаружила Елизавета Нератова, сотрудник Российского этнографического музея. Во многом благодаря чуду: ей предложили командировку в музей истории Бурятии, но не все складывалось удачно с поездкой. Однако в какой-то момент препоны рассеялись, и она отправилась в Улан-Удэ. И там, как-то в конце рабочего дня, сотрудники музея предложили экскурсию в Иволгинский дацан, где Нератова поклонилась Хамбо ламе Итигэлову. Москвичка была очень удивлена, но не более того. Но когда вернулась и вышла на работу, обнаружила записи князя Ухтомского о подарках делегации буддистов. По описи она поняла, что подарки Итигэлова находятся в императорской коллекции её музея. Вы не поверите, Елизавета десять лет ходила мимо них и, как все, считала их подарками от калмыков.

Традиции щедродательства

И еще знатоки изрядно поломали бы голову над вопросом: «Какие узы связывают один бурятский клан, который сегодня будто бы в опале у главы республики Цыденова, с купцами 1-й гильдии Митрофаном Курбатовым и Иваном Голдобиным?». Нет, не стоит искать в них примесь русской или еврейской крови. По-разному можно относиться к известным предпринимателям, политикам, но именно их предприятие финансировало восстановление Николаевской арки на Ленина, помогло Этнографическому музею народов Забайкалья, Иволгинскому дацану, Федерации боевого самбо, театру бурятской драмы, участникам фестиваля «Звезды Белого месяца». И тем самым семья продолжила традиции меценатства, стала в один ряд не только с Курбатовым и Голдобиным, но и другими пионерами щедродательства - Александром Кобылкиным, Александром Бочкаревым, Петром Труневым, Михаилом Ганьшиным...

Особый вклад еврейской общины

Мы перевели Улан-Удэ на свой лад и считаем его «красным» - не только из-за слова «улан» в названии: в столице республики очень сильна региональная организация коммунистов. Однако трудно не согласиться с тем фактом, что некогда 15% населения Верхнеудинска составляли евреи. Достаточно в открытых источниках посмотреть протоколы хозяйственного правления Верхнеудинской еврейской общины и перед нами всплывают фамилии, которые и сегодня общеизвестны. Например, 1886-1889 годы казначеем общины числился Иуда Ильич Гершевич – не предок ли он аксакала Народного Хурала Матвея Гершевича, который в очередной раз поборется за место в парламенте нового созыва?
В 1900-1902 годы ученым евреем общины был верхнеудинский мещанин Бер Абрамович Фишев. Некий улан-удэнец Алексей Фишев (Угол) вместе с 5 ULANU-MРезаном (Леонидом Резановым) в 1995 году организовал хардкор-панк-группу с эпатажным названием «Оргазм Нострадамуса». Группа находилась в авангарде так называемого «Движения Гидроцефалов», ведущего за собой экстремальных музыкантов, поэтов и художников, не вписывающихся в социум. Эмблемой движения был взят «Крест Гидроцефала» (перечёркнутый крест-накрест квадрат) — т.н. «символ разложения, саморазрушения и добровольной деградации».
И вовсе не до шуток, когда своей «правой рукой» нынешний глава Бурятии назначает другого Алексея Фишева (на фото внизу) - корреспондента и ведущего «Ариг Уса», двойника известного информационного киллера Сергея Доренко, а сам Алексей Цыденов простодушно признается, что бабушка его жены – еврейка. Добавим, что и мать его, Любовь Цыденову, в прессе называют то украинкой, то еврейкой.
4 ULANU-MСправедливости ради отметим, что евреи попадали в Сибирь в качестве «ссыльного элемента» плюс «земледельческая колонизация» также была инициирована верховной властью: разрешение на отвод земель для поселения евреев в Тобольской губернии и Омской области было подписано Николаем I 20 ноября 1836 года. Однако уже 5 января 1837 года, когда число потенциальных сибирских иммигрантов превысило все предполагаемые расчеты, переселение евреев в Сибирь было приостановлено.
По мнению автора монографии «Еврейские Общины Восточной Сибири» Лилии Кальминой, в истории становления и развития экономической деятельности еврейских общин Восточной Сибири следует выделить три периода. Первый - 50-е-70-е годы XIX века - процесс первоначального накопления капитала. Вчерашние ссыльные и отставные солдаты сколачивают состояние за счет торговли. Имея за плечами многовековую историю торгового дела, евреи, невзирая на запреты, проникают в самые отдаленные области, нащупывают рынок, устанавливают контакты, становятся незаменимыми посредниками между отдаленными друг от друга населенными пунктами.
Второй этап: 80-е годы - начало XX века. Характеризуется устойчивыми позициями евреев в торговле и золотодобывающем промысле. Ниша не только найдена, но и в значительной степени захвачена. Нажитые 9 ULANU-Mкапиталы вращаются, главным образом, в сфере торговли, хотя уже начинают вкладываться в промышленное производство. Евреи становятся первооткрывателями и монополистами в целом ряде отраслей: мыловарение, торговля продукцией мукомольной, стекольной, кожевенной промышленности. Еврейские купцы занимают видное место среди купечества обширного региона, усиливая свои позиции при движении с запада на восток.
Третий период - 1901-1917 годы. Характеризуется устойчивым положением еврейского капитала на рынке Восточной Сибири. Активизируется процесс концентрации денежных средств, создаются торговые дома. Торговые дела выходят далеко за пределы региона. Продукция, выпущенная на принадлежащих евреям предприятиях, завоевывает признание. Они пополняют собой ряды известных меценатов.
Обратите внимание, на рубеже XIX -XX веков из 35 наиболее значительных торговых фирм Верхнеудинска 16 принадлежали евреям. Так что, большой вопрос, чьи традиции продолжили благотворители-буряты.
Еврейская община внесла большой вклад в социально-экономическое развитие Бурятии. Назовем имена книгоиздателя Самуила Нодельмана, писателей Семена Липкина и Семена Метелицы, ученых Евгения Залкинда, Лазаря Элиасова, Иосифа Ярневского и др. Очень много сделал для развития Бурятии министр культуры Анатолий Герштейн, инициировавший создание в 1993 году Еврейского культурного центра. Евреи построили половину лучших домов в историческом центре города. Ряд домов заканчивался трёхэтажным каменным домом купца Самуила Розенштейна, построенным в начале XX века. 7 ULANU-BЕго дом стал первым в городе гражданским трёхэтажным зданием и первым зданием в стиле модерн.
Мало кто помнит, что по генеральному плану застройки города 1947-1950 годов архитектора В. Пермута и 1964 года архитектора Леонида 8 ULANU-MПутермана был создан новый центр с площадью Советов и площадью Революции, соединёнными улицей Ленина. И даже реконструкция главной городской площади и установление знаменитой Головы Ленина в 1970-1971 годы проводилась под руководством Павла Зильбермана, главного архитектора Улан-Удэ на протяжении 34 лет.
Сегодня евреи все чаще мигрируют из Бурятии в Израиль. Вместе с тем в настоящее время деятельность еврейских общин активизируется в направлении сохранения национально-культурных традиций, просвещения, развития связей с еврейскими диаспорами других стран. Еврейская община города Улан-Удэ в последнее время отмечает все наиболее значимые национальные праздники: Песах, Рош-Гашона (Новый год), Суккот (праздник кущей), Пурим (избавление от гибели), День Иерусалима и другие праздники.

От острога – к столице Республики Бурятия

Улан-Удэ в русском языке фонетически звучит непривычно и ассоциируется с Азией, о которой в России и Европе в недалеком прошлом говорили с пренебрежением. Если хотели сказать об отсталости, невежестве, особой жестокости, коварстве и т.п. выражались просто и лаконично - азиатчина! Причем, такие 12 ulanu-mвыступления и высказывания можно было прочитать не только в словарях Даля и Ушакова, но и услышать с официальных трибун. Между тем изначально Улан-Удэ являлся типично русским городом, и ничего здесь азиатского до 1930-1950-х годов не было. Да и сегодня это типичный российский город - такой же депрессивный, как и тысячи других: высокие темпы внутренней миграции населения, централизация благ цивилизации и экономических возможностей в одном городе, бедность населения, относительная к стоимости благоустроенного жилья, коррупция и бесконтрольный оборот земель. Все это привело к тому, что неблагоустроенные пригороды столицы разрослись до размеров регионального бедствия. Отсюда проблемы транспортных пробок, отопления жилища углем, загрязнения воздуха и др.
Потому местный историк Сергей Галданов вполне обоснованно отмечал противоречие между официальным статусом «города» и его малоурбанизированным ландштафтом. Он определил Улан-Удэ как город, состоящий из окраин: поселков, деревень и улусов.
Надо сказать, что с момента своего основания (1666 года) Улан-Удэ прошел длительный путь от острожного поселения 3 ulanu-Bдо достаточно большого по территории (347,6 кв. км.) и населению города – по состоянию на 01.01.2018 общая численность жителей составляет 434,881 тыс. человек. На январь 2017 по числу жителей Улан-Удэ занимало 44 место из 1112 городов РФ. Кто будет спорить, что наиболее значительное развитие города произошло именно в советские годы – благодаря власти коммунистов, о чем свидетельствует укоренившееся в 6 ULANU-Mсознании людей название Улан-Удэ.
Интересна метаморфоза самого названия: в 1966 году – зимовье Удинское, с 1678 – Удинский острог, в 1690 – город Удинск. В 1735 году – Верхнеудинск и уже через два года Екатерина II своим указом присвоила ему официальный статус и утвердила герб. Все это время и вплоть до свершения Октябрьской революции Верхнеудинск был преимущественно русским городом. В первой половине 19 века были построены первая пожарная часть, первый мост через реку Уда, Гостиный двор, стекольный завод купца Курбатова. C 1860-х по 1880-е годы в городе открыты женское училище 2-го разряда, бурятская женская школа, гражданская больница, новая каменная тюрьма, пять мелких предприятий. В 1889 году была введена в эксплуатацию железнодорожная ветка «Мысовая — Верхнеудинск». В 1990 году построили крупное паровозное депо, а железнодорожная станция превратилась в главный железнодорожный узел Западного Забайкалья. В следующие 20 лет в городе начали работать стекольный завод А.К. Кобылкина, еврейская школа, 14 фабрик и 4 паровые мельницы.

Выгодное транспортное положение

И даже в 1918 году образованный Совет рабочих и солдатских депутатов назывался Верхнеудинским. И лишь в 1934 году по указу властей страны город получил новое название Улан-Удэ.
Также интересно изменение исторической роли города: построенный казаками опорный пункт быстро утратил свое значение. Укрепление добрососедских и взаимовыгодных отношений с Китаем и Монголией в XVIII веке привело к тому, что защитные, оборонительные функции окончательно отошли на второй план. Последующее развитие Удинска, исполнение им роли многофункционального центра Забайкалья оказалось 13 ULANU-Mвозможным благодаря его выгодному транспортному положению и в связи с установлением в середине XVIII века Кяхтинской торговли. В XVIII-XIX вв. через город неизменно проходил большой поток товарного транспорта из Кяхты в Иркутск. Через Верхнеудинск проходил также путь в Восточную Даурию, официальный Московский почтовый тракт, а в конце XIX века была проложена и Великая Транссибирская магистраль. В этом смысле «особое значение для исторических судеб Верхнеудинска имело то обстоятельство, что, несмотря на изменение способов передвижения и направления торговых связей, свое значение узла транспортных путей он сохранял неизменно».
Итак, выгодное транспортное положение повлекло существенные преобразования в морфологии города. Об этом подробнее можно прочитать в таких трудах, как «Что мы знаем о современных российских пригородах?», «Незапланированные пригороды: сельско-городская миграция и рост Улан-Удэ в постсоветский период» и «Постсоветский Улан-Удэ: культурное пространство и образы города (1991-2011 гг.)». И вообще всем политикам, баллотирующимся в этом году в Народный Хурал, на следующий год – на главу Улан-Удэ и горсовет нужно буквально с карандашом в руках штудировать труды улан-удэнского ученого Анатолия Бреславского (на фото внизу).10 ULANU-BНе только будущим депутатам по городским округам, но и всем действующим чиновникам, включая самого Алексея Самбуевича, ибо в реструктуризации городского пространства значительную роль всегда играл административный аппарат: формирование центра происходило по проекту городской власти, хотя и было инициировано «снизу» (в первую очередь — купцами, обладающими значительным финансовым капиталом).
Не зная броду, однозначно не следует соваться в воду. Ведь проблем вагон и полная тележка: какова численность населения пригородных поселений Улан-Удэ? Какая категория людей живет в этих «нахаловках»? Следует ли регулировать их демографический и территориальный рост? Какими способами? С какими проблемами сталкиваются пригородные сообщества и муниципальная власть? Как пригороды влияют на городскую инфраструктуру, рынок труда, транспортные коммуникации? Стоит ли присоединять их к городам? Разрабатывать ли специальные программы социально-экономического развития пригородных зон? Или рассматривать их в качестве отдельного субъекта в муниципальном, налоговом законодательстве? Формируется ли в регионе успешная практика по управлению пригородным развитием и т.д.11 ULANU-B
Очевидно, что для взвешенного решения этих вопросов важно вначале перевести их из разряда управленческих в исследовательские. Но этого в Республике Бурятия пока не происходит и зависит от местных инициатив. Только знание предмета и политическая воля местной власти могут изменить нынешний экономически неприглядный облик Улан-Удэ – главного и в известном смысле «единственного» города республики, основного ее ресурсного центра, выделяющегося на фоне остальных поселений Бурятии.
Представители административной и экономической элиты города свои личные дома также предпочитали строить в непосредственной близости к новому центру. Можно смело утверждать, что Улан-Удэ – это на 50% чиновничий город. Специфика в том, что в истории Улан-Удэ в разные периоды фиксировались массовые переселения из сел в пригороды: в годы строительства Транссиба (на рубеже XIX-XX вв.) и в годы индустриализации — в связи со строительством ЛВРЗ, авиазавода, стеклозавода, мясокомбината и других промышленных предприятий. История повторилась в конце 80-х — начале 90-х годов, что было связано с распадом СССР и развалом экономики с ее четко выстроенной системой жизненного уклада государства. Не стало совхозов, колхозов. Даже в Баянголе Баргузинского района, давшем республике аж 5 Героев Социалистического труда, по подворьям растащили скот, комбайны, трактора. Что имеем – не храним, а потерявши – переезжаем в Улан-Удэ, где, только по официальным данным, сегодня проживает около половины всех жителей республики. А поскольку готовое жилье никто не приготовил, то внутренние мигранты проблемы решают просто: разбирают дома и сараи, перевозят и ставят их где-нибудь поближе к городу. Так и вырастают вокруг Улан-Удэ целые поселения... (Продолжение следует)
 
(5 голосов)
Прочитано 1249 раз

Другие материалы в этой категории:

« Мы – одна команда!

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Смотрите также:

Он оправдает доверие

Он оправдает доверие

Безотказный, не считающийся с личным временем, Алексей Багадаев быстро снискал уважение старших товарищей С Алексеем Багадаевым мы ровесники, одноклассники, друзья по жизни. Родился он в августе 1976 года в Улан-Удэ, в...

27-08-2018 Выборы-2018

Подробнее ...
БагАдаев – это вам не Багдаев!

БагАдаев – это вам не Багдаев!

Мархаева в Бурятии очень хорошо знают, и вряд ли кто допустит, что он может поддержать Багдаева «Браво, браво», МК в Бурятии. Конечно же, в кавычках. Не знаю, как главный редактор давал...

20-08-2018 Выборы-2018

Подробнее ...
Молодые коммунисты

Молодые коммунисты

На сегодняшний момент КПРФ - единственная партия, которая декларирует соединение национального и социального. А это – основа основ. Знаете ли вы, что всего лишь (!) через 22 дня жители Бурятии могут...

19-08-2018 Выборы-2018

Подробнее ...