Ноёхон – мой тоонто нютаг

Обряд «Обоо тахилга» - это отголоски древнего Знания, которые надо беречь, знать их и передавать дальше.

Недавно с двумя сыновьями я побывала в своем родном Ноёхоне на обряде «Обоо тахилга». Компанию мне составили родственники и земляки, да так много, что на месте увидели множество легковых машин и микроавтобусов. Дети тут же принялись считать и остановились на цифрах 70 и 5. А затем в голове умножили эти числа на 3 (в среднем пассажира) и получили порядка 250-300 человек.

Хозяин местности в виде орла

Как только подъехали к первому святому месту, в небе стал парить довольно крупный орел. Старший из мужчин Дамдин Гунтупов сказал, что «это очень хороший знак – хозяин нас встретил». В таких случаях обычно все останавливают машину, делают подношения, отдыхают, собираются с мыслями, а потом продолжают путь. Благо погода выдалась изумительнейшая, под стать не столько хорошему настроению, сколько всеобщему 5 NOEXON-Mвоодушевлению, ощущению значительности момента, ведь только с годами понимаешь значение обряда и вообще Обоо.
На внешний взгляд, это старательно уложенная груда камней в виде пирамиды, но под нею - буддийские жертвенники духам-хозяевам местности и божествам земли. В основе – бумба (сосуд с подношениями). В центре - стержневой столб срогшин с дощечками, на которых призывы и заклинания, а в основании - фигурки животных. По углам - четыре столба, соединенные цветными нитями, символизирующими стороны света. Не путать с местами на обочинах дорог, где в кустиках завязаны разноцветные лоскутки ткани (сумэлге). Обоо — это место пребывания самого сильного савдака, хозяина местности в одном районе, подчеркивающее крепкую связь бурят с окружающим миром-природой.
А обряд – это свод древних народных знаний еще с шаманистских времен. Позже в них вплелись буддийские мотивы. Получилось неотделимое действо подношения савдакам-хозяевам местности с просьбой о милости в виде дождя, богатого урожая, приумножения скота, о мире и благоденствии всех живущих. Подношения в виде молочной пищи (сметана, творог, молоко и т.п.), отваренной без соли баранины, водки (архи), сладостей мы уложили у подножия обоо. Воскуривали благовония – «сангы дзээ утгалга», возжигали свечи – «зула бадарха».
7 NOEXON-MКак проходил обряд? Ламы читали молитву, а все приехавшие сидели вокруг обоо, молитвенно сложив ладони, и по знаку священнослужителей мужчины брызгали водкой, женщины молоком, «чёрным» чаем, т.е. чаем без молока. После окончания чтения молитв, все встали и три раза обошли вокруг обоо (гороохо), кланялись, молитвенно сложив ладони, бросали монеты в центр обоо. При этом не забывали произносить молитву «ОМ-А-ХУМ».
Позже, на обратном пути в Улан-Удэ, любопытным сыновьям объясняла мантру по частям: «ОМ» увеличивает подношения количественно. «А» превращает обыкновенную спичинку или монетку в полезную для савдака вещь, а «ХУМ» очищает подношения от препятствующих духов и духов болезней. Слушали они с интересом. В заключение добавила, что главное в этом обряде и во всем нашем путешествии на малую родину искренне молиться, от всей души желать благополучия всему живому. И если это действительно так, без фальши и легкомыслия, то дух местности появляется перед людьми в виде животных или птиц. И показала на небо, где продолжал выписывать свои круги размашистый орел.

Так возрождается «Эрын гурбан наадан»

После завершения обряда все спустились в долину на спортивный праздник. На этот раз ответственной за проведение обряда была семья Очировых. Она встретила земляков горячим чаем, наваристым бараньим бухлёором, салатами и сладостями для детей и объявила о начале спортивных состязаний, музыкальных конкурсов и игр. Борьба – это, можно сказать, конёк, визитная карточка ноёхонской земли, причем в силе и ловкости соревнуются даже девочки. Заметила, что женские схватки проходили в ожесточенной борьбе, временами перерастая чуть ли не в драки. Судья не раз успокаивал разгорячившихся спортсменок. Болевшие рядом местные жители не нашли в этом ничего удивительного и даже назвали типичным явлением, ибо характер у сонголов, по их мнению, как спичка – быстро вспыхивают и в гневе неукротимы, как тигры.
2 NOEXON-MВ перерыве между не менее захватывающими мужскими схватками дали старт конным скачкам. И когда вдоволь насладились этим гимном мужской красоте и искусством рукопашного боя, кто-то первый обратил внимание на заклубившуюся вдалеке пыль. Когда вырисовались очертания всадников, напряжение нарастало с каждой минутой: чья лошадь, какой всадник возьмет вверх? Как бы то ни было, первый финишёр вызвал настоящую бурю восторга, многоголосый ор, заставивший встрепенуться и парящего в небе орла. Победил, кстати, монгольский парень, 4 NOEXON-Mзаслуживший 5000 рублей. Второй призер получил 3000 рублей, а третий – 1000 рублей. Лучших из борцов традиционно наградили живыми баранами.
Таким образом, в Ноёхоне возрождается «Эрын гурбан наадан» («Три мужские игры»): скачки, национальная борьба, стрельба из лука. Люди, когда-то уехавшие из своего родного края, стараются летом обязательно приехать на родину на летний обряд «Обоо тахилга», чтобы получить благосклонность от Хозяина своей малой родины. Приезжают не только из Улан-Удэ, но и из других регионов России, и даже заграницы. К бабушкам и дедушкам приезжают их дети и внуки, братья и сестры с семьями. Семья объединяется, и так укрепляются родственные связи, люди лучше узнают друг друга, между ними возникает взаимопонимание. Это ещё одна, по моему наблюдению, важная особенность обряда.
Народные обычаи и обряды – это отголоски древнего Знания, того, что людям удалось бережно сохранить, передавая из рук в руки. Поэтому надо беречь традиции, знать их и передавать дальше.

Синь да простор до небес

Моим сыновьям, несомненно, полезно было узнать, что их мать из Селенгинского района, из ноехонских бурят-монголов, с первых лет 8 NOEXON-Mприсоединения бурятских земель к России верно служивших Москве и в числе первых добровольно вошедших в ряды бурятского казачества для охраны новой и ныне действующей тысячекилометровой государственной границы России с Монголией на территории Республики Бурятия.
Да, я из Ноёхона, занимающей обширную территорию в междуречье Селенги, Чикоя и Хилка. Кроме того, я представитель одного из ветвей сонгольского рода, прикочевавших во главе с Охин-зайсаном в 1695 году сюда из Монголии. А в 1717 году по указу Петра I за верную службу Российской империи им были переданы земли по реке Хилок и вверх до Унгуркуя...
Малая родина подобна отцу и матери, является самой близкой и дорогой. Нельзя думать о ней без трепета в сердце. И ненароком навернутся на глаза слезы при виде дорогих твоему сердцу мест, всплывут в памяти страницы твоей жизни. Мой тоонто нютаг там, где тихий плеск воды, этот запах речной воды, скромные прибрежные кусты, высокое небо...3 NOEXON-B
Сначала по обеим сторонам дороги тянутся леса. Потом начинаются необозримые поля, засеянные пшеницей, рожью. Привольно раскинулись горы, степи, остров, окружённый двумя реками Чикой и Хилок, на которых водятся птицы всевозможной красоты, цветы в лесах земляника, мангир (дикий лук). Синь да простор до небес...
 
(0 голосов)
Прочитано 661 раз

Другие материалы в этой категории:

« Бурятский Дом

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Смотрите также:

Он оправдает доверие

Он оправдает доверие

Безотказный, не считающийся с личным временем, Алексей Багадаев быстро снискал уважение старших товарищей С Алексеем Багадаевым мы ровесники, одноклассники, друзья по жизни. Родился он в августе 1976 года в Улан-Удэ, в...

27-08-2018 Выборы-2018

Подробнее ...
БагАдаев – это вам не Багдаев!

БагАдаев – это вам не Багдаев!

Мархаева в Бурятии очень хорошо знают, и вряд ли кто допустит, что он может поддержать Багдаева «Браво, браво», МК в Бурятии. Конечно же, в кавычках. Не знаю, как главный редактор давал...

20-08-2018 Выборы-2018

Подробнее ...
Молодые коммунисты

Молодые коммунисты

На сегодняшний момент КПРФ - единственная партия, которая декларирует соединение национального и социального. А это – основа основ. Знаете ли вы, что всего лишь (!) через 22 дня жители Бурятии могут...

19-08-2018 Выборы-2018

Подробнее ...